Претензия о дебиторской задолженности

Lawyers

Administrator
24 Окт 2016
631
5
18
Город
Россия
На сегодняшний день разногласия между предприятиями, касающиеся финансовых отношений, не являются редкостью.

Но далеко не всем известно, что есть и иные методы возврата дебиторской задолженности, кроме обращения в арбитражный суд.

К одному из таких методов относится письмо, содержащее претензию, касающуюся возврата долга.

Содержание
  1. Суть претензии
  2. Кому нужно отправлять претензию
  3. Когда самое время начать действовать
  4. Какой должен быть текст претензии
  5. Инструкция по составлению претензии
  6. Сколько времени нужно ждать ответа
  7. Что делать, когда вы получили ответ
  8. Видео-материалы на тему
Во многих случаях так называемое претензионное письмо — это не только реальный способ вернуть просроченную задолженность, минуя судебные инстанции, но и возможность сохранить этичные отношения со своим деловым партнёром, которые в будущем могут принести обеим сторонам неплохую прибыль. Стоит отметить, что не всегда дебиторская задолженность — результат намеренного вредительства контрагента, бывают ситуации, когда она возникает по недоразумению. Поэтому прежде, чем начинать судебное взыскание задолженности, нужно выяснить обстоятельства её возникновения.

Похожие темы на форуме:
 
Последнее редактирование:

Lawyers

Administrator
24 Окт 2016
631
5
18
Город
Россия

Значение претензионного письма

Претензия о возврате задолженности дебитором представляет собой обращение в письменном виде одного контрагента к другому, смысл которого состоит в том, чтобы уведомить дебитора о сумме его обязательств и необходимости их устранения в определённый срок.

Претензия выполняет роль предупреждения дебитора, суть которого состоит в том, что если обязательства не будут выполнены, то кредитор будет вынужден подать исковое заявление о взыскании задолженности в суд, а также может подключить другие учреждения (например, коллекторские агентства).

В гражданско-правовых договорах, в большинстве случаев, содержится положение о том, что спорные вопросы решаются в претензионном порядке. Но даже в том случае, если в договоре данное условие отсутствует, направить претензию не будет лишним шагом. Такой поступок может помочь разрешить конфликтную ситуацию мирным путём, и сэкономить временные и денежные ресурсы, связанные с разбирательством в суде.
 

Lawyers

Administrator
24 Окт 2016
631
5
18
Город
Россия

Кому нужно направлять претензионное письмо

Уведомляющее письмо следует направить контрагенту, нарушевшему зафиксированные договором обязательства. Кроме того, претензия направляется в случае, если контрагент предпринимает попытки поменять условия, зафиксированные в договоре, продолжая уклонение от погашения долга.

Чаще всего претензия направляется в случае наличия задолженности дебитора.

Но бывают и иные ситуации, когда следует направить уведомляющее о долге письмо, например, у кредитора имеются какие-либо намерения, касающиеся долга (как вариант, желание провести уступку прав третьим лицам).
 

Lawyers

Administrator
24 Окт 2016
631
5
18
Город
Россия

Когда нужно направить претензию

Претензионное письмо, касающееся возврата задолженности, следует направлять в таких случаях, как:
  • если в договоре на поставку продукции (работ/услуг) сроки исполнения обязательств и оплаты можно толковать неоднозначно, либо они не обозначены вовсе;
  • взыскиваемая сумма равняется или превышает 15 (пятнадцать) тыс. руб. Эта сумма вытекает из деятельности предпринимателей и превышает 10 базовых величин;
  • отсутствует акт сверки;
  • в договоре нет положения о необходимости направления претензии перед подачей иска в суд;
  • есть намерение разрешить конфликтную ситуацию без суда, также имеются предположения, что при получении претензионного письма дебитор погасит долг добровольно;
  • в случае наличия желания вернуть, кроме долга, пени и штрафы, но важно помнить, что общая сумма долговых обязательств не должна превышать 10 базовых величин.
В настоящее время законодательство позволяет направлять претензионное письмо и в том случае, если правоотношения между контрагентами нарушены.

Даже если претензионный порядок разрешения спорных ситуаций не предусмотрен договором (а бывают договоры, когда написание претензии обязательно), не следует его игнорировать, сразу же обращаясь в суд - есть шанс урегулировать разногласия мирно и не платить государственную пошлину.
 

Lawyers

Administrator
24 Окт 2016
631
5
18
Город
Россия

Содержание претензионного письма

На сегодняшний день многие организации и физические лица не выполняют свои финансовые обязательства вовремя: у одних просто нет желания, другие — реально не имеют возможности.

Да, взыскание задолженности в суде и запуск процесса исполнительного производства может оказаться довольно эффективным методом возврата долга. Но, чаще всего, урегулировать споры с дебиторами можно менее затратно.

Если претензионное письмо составлено высококвалифицированным юристом, а приведённые в тексте аргументы достаточно веские, то претензия поможет решить вопрос с дебитором гораздо быстрее, чем длительный судебный процесс.

Какие же данные должны быть указаны в тексте претензионного письма о долге?

Текст письма-претензии должен содержать следующие данные:
  • наименование организации кредитора (либо ФИО физического лица, если это ИП), являющегося отправителем претензии;
  • юридический и фактический адрес (если они не совпадают) и телефон человека, составляющего данное письмо;
  • указать суть нарушения, обстоятельства возникновения и время, когда оно случилось;
  • в тексте должны присутствовать ссылки на нормативно-правовые акты, нарушение которых допустил контрагент;
  • требования, указанные в претензии, должны быть сформулированы конкретно; также следует обозначить сроки, в которые указанные требования подлежат удовлетворению;
  • обязательно следует уведомить контрагента о неблагоприятных последствиях, наступление которых может произойти, если указанные требования будут проигнорированы;
  • в претензии должны присутствовать дата составления, подпись с расшифровкой (руководителя либо исполнителя, например, начальника юридического отдела) и печать предприятия, если она имеется.
Установленной формы написания претензионного письма нет, но при написании следует соблюдать официально-деловой стиль и не забывать про этичность содержания. Письмо-претензия может быть как напечатано на компьютере, так и быть написанным от руки, в этом случае также нет установленных правил.

Стиль изложения требований должен быть максимально чётко выражен и понятен получателю претензии. Недопустимо использование в тексте слов из жаргона, выражений просторечного характера, неоднозначных оборотов.

При составлении претензионного письма рекомендуется придерживаться следующих правил:
  1. контрагент должен полностью понимать текст;
  2. должны быть указаны реквизиты обеих сторон, адреса и контактные телефоны;
  3. согласно деловому этикету, ответ должен быть получен в 10-дневный срок;
  4. требование, в котором указано, что имеющаяся задолженность по договору подлежит возврату, должно быть обозначено максимально чётко, двусмысленные формулировки — отсутствовать.
Очевидно, что отправить претензию подобного содержания гораздо проще, чем составить исковое заявление о взыскании дебиторской задолженности в суд. Но и при составлении письма-претензии стоит помнить, что это — документ делового характера, помогающий решить финансовый вопрос с минимальными затратами, поэтому нельзя допускать свободные формулировки и стиль при его написании.

Письмо, уведомляющее о наличии долговых обязательств, может быть направлено в разные учреждения по ряду вопросов, поэтому при её составлении следует придерживаться определённых нюансов, соблюдаемых обеими сторонами конфликтной ситуации.

В письме-претензии должны быть: основная сумма долга, проценты и пени (если имеются); дата, до которой нужно погасить задолженность; информация о возможных последствиях, если дебитор не решит вопрос, касающийся своих обязательств.

Чтобы у дебитора не возникло никаких вопросов, касающихся предъявляемых к нему требований, к претензии нужно приложить расчёт платежей, которые наглядно отображают сумму задолженности.

Если контрагент соблюдает приличия, принятые среди деловых людей, то ответ на претензию обязательно будет отправлен. Если ответное письмо не было отправлено, то это своего рода знак, сигнализирующий о том, что нужно принимать более серьёзные меры.

Если ответное письмо направляется в адрес кредитора, то в нём указывается дата, когда поступила претензия. В тексте письма указывается причина, по которой произошла задержка, касающаяся оплаты. В независимости от того, соглашается дебитор с требованиями, имеющимися в письме-претензии, или нет, обозначить свою позицию в ответе он должен.
 

Lawyers

Administrator
24 Окт 2016
631
5
18
Город
Россия

Инструкция для составления претензии

Порядок написания письма-претензии следующий:
  1. Указывается ФИО получателя. Если должником является ИП, то это будет его ФИО. В случае, когда дебитор — юридическое лицо, то указывается должность руководителя (как правило, это директор либо генеральный директор), его ФИО и название предприятия;
  2. Указываются данные отправителя. Заполнение данного пункта аналогично вышеуказанному. В дополнение пишется контактный телефон исполнителя. Это может понадобиться для уточнения каких-либо деталей, касающихся претензии;
  3. Данные 1-го и 2-го пунктов нужно писать в правом верхнем углу листа;
  4. Слово «Претензия» пишется под реквизитами получателя и отправителя — в центре листа;
  5. В тексте, который пишется ниже, аргументированно указываются все требования к контрагенту: сумма; её расчёт; обстоятельства, ставшие причиной написания претензии;
  6. Приведённые доказательства правомерности своих требований должны подкрепляться ссылками на нормативно-правовые акты РФ;
  7. Если есть намерение приложить к претензионному письму какие-либо документы, то нужно составить их список;
  8. В случае имеющихся доказательств своей правоты, (у должника их может не быть), о них также следует упомянуть;
  9. После того, как изложены все требования, и приведена доказательная база, нужно поставить дату составления документа и подпись с её расшифровкой. Если документ составляется от имени организации, то желательно использовать фирменный бланк предприятия и печать (если она есть в наличии, т. к. законодательно разрешается теперь не использовать печать);
  10. К претензии прикладываются все документы (их копии), список которых упоминается в пункте 7 данной инструкции (различные акты, счета, расписки и т. п.);
Если есть возможность, то лучше вручить претензию должнику лично. Если он уклоняется от того, чтобы поставить подпись на одном экземпляре документа (как доказательство о получении), то необходимо отправить её через Почту России — заказным письмом с уведомлением.
 

Lawyers

Administrator
24 Окт 2016
631
5
18
Город
Россия

Сколько времени нужно ждать ответ?

Согласно деловой этике, ответное письмо направляется в адрес отправителя в течение 10-ти дней с момента, как оно получено. В ответе дебитор обычно указывает дату поступления претензии в свой адрес. Если ответ пришёл позже, чем в десятидневный срок, то контрагентом указывается причина задержки при отправке корреспонденции. Если ответное письмо не пришло вовсе, то автор претензии имеет все основания начать взыскание в судебном порядке.
 

Lawyers

Administrator
24 Окт 2016
631
5
18
Город
Россия

Поступление ответа на претензию

Ответ на письмо-претензию должно содержать следующую информацию:
  • данные дебитора (ФИО ИП либо реквизиты организации) с контактами;
  • если возражений касательно требований, описанных в претензии нет, то нужно доказать возвращение задолженности (указывается № и дата платёжного поручения либо прикладывается его копия);
  • если производится частичный платёж, то необходимо также сослаться на платёжное поручение, а также объяснить причины лишь частичной оплаты;
  • в случае отказа (в том числе и частичного) от исполнения требований, содержащихся в претензии, нужно указать мотивированные причины отказа, сославшись на нормы законодательства РФ;
  • если имеются дополнительные документы, которые будут приложены к ответному письму, то необходимо в ответе написать их список.
По сути, возможен досудебный порядок взыскания, а претензия выполняет роль предупреждения о том, что возможен судебный процесс.

В суд рекомендуется обращаться в случаях:

1) контрагент уклоняется от погашения долгов;
2) контрагент признаёт либо оплачивает долг лишь частично.

Претензия является наиболее оптимальным способом решить спорные финансовые вопросы в короткие сроки без судебного процесса и дополнительных расходов.
 

Услуги юристов



О форуме юристов LawyersForum.ru

  • Форум юристов всех отраслей права создан для живого общения и обмена опытом практикующих юристов. Бесплатная юридическая консультация, образцы процессуальных документов, обучающее видео юридической тематики. Юристы форума предлагают Вам все виды юридических услуг и индивидуально подойдут к любой Вашей проблеме. Всем посетителям форума предоставляется возможность получить квалифицированную юридическую помощь абсолютно БЕСПЛАТНО. Наши юристы обязательно помогут Вам разобраться с любым, даже самым сложным вопросом. В конце концов, неразрешимых проблем не бывает!
    Бесплатная юридическая консультация

Меню пользователя