Для начала разберемся в самом термине. Что же называют «мисселингом»?​

Под мисселингом принято понимать такие ситуации, когда вас специально обманывают, для того, чтобы сделать вам не то предложение, которые вы хотели изначально. К примеру, вместо вклада в банке продают страховой полис или заставляют докупить гарантию с особыми условиями. Важный пункт тут заключается в том, что мисселинг – это именно ситуация, в которой вас о свойствах вещи, которую навязывают, не уведомляют должным образом. То есть вы даже не подозреваете (до какого-то момента), что вы купили совсем не то, что вам требовалось. Причем эти купленные вами вещи могут быть даже и неплохи сами по себе, но вам они не нужны.

Где чаще всего в последнее время люди попадаются на удочку мисселинга?​

Ответ один - финансовые и юридические организации. Неграмотные в финансовом, или юридическом плане люди могут попадаться на удочку предприимчивых сотрудников, которые выполняют план продаж на месяц буквально с одного клиента.
Зачастую в банках (судя по открытым жалобам в Банк России) вам могут предложить открыть совсем не банковский вклад. Вам могут предложить замечательный набор из вклада в брокерскую компанию, негосударственный пенсионный фонд, облигаций и векселей, и прочих финансовых радостей. Одно сотрудники «забывают» сказать в самом начале – то, что банк является агентом для всех этих компаний, не означает того, что процент с этих вкладов будет вам гарантирован, а финансовые риски застрахованы.

Как избежать мисселинга?​

Главный совет – приходите в банки и прочие финансовые организации со свежей головой, не стесняйтесь задавать вопросы и внимательно читайте текст договора.
Вас никто не имеет права торопить, так что изучайте его сколько вам угодно, главное успеть до закрытия офиса. Также вы можете заморозить свой договор в неподписанном виде и взять его копию домой на изучение, для того чтобы досконально просмотреть весь мелкий шрифт и все сомнительные формулировки.

На что важно обратить внимание если есть подозрение на мисселинг?​

  1. С кем вы подписываете договор. Звучит глупо и банально, но, тем не менее, это очень важно. Вы должны понять, работаете ли вы напрямую с банком или банк просто является агентом какой-либо другой компании.
  2. Обеспечены ли ваши вложения государственным страхованием вкладов и ценных бумаг.
  3. Гарантировано ли вам получение прибыли с ваших вложений, и какой минимальный объем этой прибыли. Зачастую банки несколько «мухлюют» следующим образом: вам обещают, конечно, не золотые горы, но, тем не менее, очень большую доходность, но из-за каких-то законов (выдуманных сотрудниками) или корпоративных правил в договоре минимальная доходность указана на уровне, скажем, 2%. Суть в том, что вы не сможете подать иск на банк, если ваши вклады «не сыграют», потому что в договоре четко прописано, что доход ваш будет от 2% включительно. Для того чтобы понять, насколько вложение будет выгодным, хотя бы приблизительно, необходимо посмотреть статистику по доходности подобных вложений за предыдущий год или два.
  4. Есть ли у вас возможность разорвать договор раньше положенного срока и, если да, то на каких условиях это возможно сделать.
  5. Eсли вам оказывают юридические услуги смотрите конкретно за что вы платите и на каких условиях.

Есть законодательные способы защиты от мисселинга?​

Вообще, если говорить о категориях «законности» и «незаконности» по отношению к мисселингу, все будет не так просто. По сути, прямым нарушением закона это обычно не является. Понятное дело, что такая практика осуждается, но привлечь недобросовестного продавца к ответственности и подать на него в суд формально не за что.
Единственное, на что вы можете «давить» это – ваше право знать всю информацию о приобретаемой услуге, условиях владения ценными бумагами и так далее. Тут на вашей стороне будет закон о защите прав потребителей. Если возникла ситуация, когда продавец выдумывает правила игры на ходу (к примеру, в договоре не было написано, что деньги вы не можете забрать до окончания действия договора, но когда ваши средства вам понадобились, банк отдавать их не захотел), то вы можете обратиться в Банк России, общество защиты прав потребителей, Роспотребнадзор или в прокуратуру.
  • Like
Реакции: Lawyers