Коммерческое право – одна из отраслей частного права, возникшая из гражданского права в результате необходимости раздельного регулирования гражданского права профессиональной торговлей . В законодательстве континентальной правовой системы он обычно включается в отдельный кодекс , обычно называемый Коммерческим кодексом. Однако существуют правовые системы, которые не разделяют коммерческое право на отдельный правовой акт – например, в Гражданском кодексе Италии содержатся положения, регулирующие универсальную и профессиональную торговлю (в том числе потребительскую торговлю ).
Коммерческое право имеет свои корни в классическом римском праве обязательств . Начало отдельного коммерческого права наблюдается в позднесредневековой Италии , когда возродилась наднациональная торговля, и об этом позаботились специализированные организации (из которых родились сегодняшние коммерческие компании ). Полное освобождение от коммерческого права произошло в Европе в 19 веке под влиянием интенсивного экономического развития.
В коммерческое право было кодифицировано с 1 июля 1934 года по 1 января 1965 года . В то время действовали обе книги Коммерческого кодекса , охватывающие все польское коммерческое право. Действующий в настоящее время Кодекс коммерческих компаний регулирует только «системную» часть коммерческого права (бывшая Книга I Коммерческого кодекса). В законодательстве нет полного регулирования коммерческой деятельности. Только некоторые из них были урегулированы в соответствии с Книгой III Гражданского кодекса (агентство, комиссия, экспедирование, транспортировка, хранение). По этой причине в юридической литературе можно найти, что Коммерческий кодекс в силу своей функции является Гражданским кодексом.
Польская юридическая наука указывает, что коммерческое право является частной правовой частью коммерческого права .
Юридическая наука отличает нормы коммерческого права от норм частного права, используя различные конкурентные критерии:
Коммерческое право имеет свои корни в классическом римском праве обязательств . Начало отдельного коммерческого права наблюдается в позднесредневековой Италии , когда возродилась наднациональная торговля, и об этом позаботились специализированные организации (из которых родились сегодняшние коммерческие компании ). Полное освобождение от коммерческого права произошло в Европе в 19 веке под влиянием интенсивного экономического развития.
В коммерческое право было кодифицировано с 1 июля 1934 года по 1 января 1965 года . В то время действовали обе книги Коммерческого кодекса , охватывающие все польское коммерческое право. Действующий в настоящее время Кодекс коммерческих компаний регулирует только «системную» часть коммерческого права (бывшая Книга I Коммерческого кодекса). В законодательстве нет полного регулирования коммерческой деятельности. Только некоторые из них были урегулированы в соответствии с Книгой III Гражданского кодекса (агентство, комиссия, экспедирование, транспортировка, хранение). По этой причине в юридической литературе можно найти, что Коммерческий кодекс в силу своей функции является Гражданским кодексом.
Польская юридическая наука указывает, что коммерческое право является частной правовой частью коммерческого права .
Стандарты коммерческого права
Юридическая наука отличает нормы коммерческого права от норм частного права, используя различные конкурентные критерии:
- субъективный критерий – нормы коммерческого права регулируют правоотношения, участниками которых являются лица, профессионально занимающиеся торговлей (покупатели); в этом смысле коммерческое право было правом торгового государства ( lex mercatoria ); этот критерий был использован в немецком HGB и в польском Торговом кодексе 1934 года ;
- объективный критерий – коммерческое право регулирует правоотношения, возникающие в результате определенных юридических сделок, связанных с коммерческими операциями, которые называются коммерческими операциями; этот критерий был принят Наполеоновским торговым кодексом;
- смешанный критерий (субъект-субъект); В этой системе различаются три вида деятельности в области коммерческого права: 1) объективная (признаваемая как деятельность в области коммерческого права независимо от того, какая организация делает их), 2) субъективная (превращение своей организации в коммерсанта), 3) деятельность, включающая коммерческое право, если организация, производящая их был купец; проект Универсального коммерческого кодекса Германии был основан на этом критерии.